Президент Бразилии заявил, что его страна должна стать примером для мира «в борьбе с крайне правой идеологией Илона Маска», после того как Верховный суд запретил социальную платформу X за распространение ненависти и дезинформации.
Бразилия заблокировала X после того, как судья Верховного суда Александр де Мораес (Alexandre de Moraes) запретил деятельность социальной сети в стране. Как сообщает The Wall Street Journal, судья обвинил платформу в неспособности блокировать аккаунты, которые, по его утверждению, содержали язык вражды и дезинформацию, а также в несоблюдении других правовых требований.
Запрет X вызвал критику со стороны защитников свободы слова, а также некоторых инвесторов, обеспокоенных чрезмерным вмешательством судебной власти и её потенциальным влиянием на бизнес. Американский миллиардер, управляющий хедж-фондом, Билл Экман (Bill Ackman) присоединился к критике, предупредив, что закрытие платформы может «поставить Бразилию на быстрый путь к превращению в непривлекательный для инвестиций рынок».
Особую обеспокоенность инвесторов вызвал арест счетов Starlink, спутниковой интернет-компании Маска, в качестве гарантии оплаты штрафов платформой X. Председатель нижней палаты парламента Бразилии Артур Лира (Arthur Lira) подчеркнул, что суд не должен был предпринимать действия против Starlink только из-за того, что обе компании принадлежат одному владельцу, поскольку это создаёт правовую неопределённость. «Судебная тяжба вокруг X не должна была переноситься на Starlink», — заявил он на встрече с иностранными инвесторами.
Усугубляя напряжённость, Starlink отказалась выполнять распоряжения бразильского регулятора связи Anatel, требующего заблокировать доступ к X для сотен тысяч пользователей в стране. Компания заявила, что выполнит судебное решение только после разморозки своих счетов. Эрик Фарнсворт (Eric Farnsworth), бывший американский дипломат и аналитик Council of the Americas, считает, что конфликт нанесёт ущерб имиджу Бразилии, усилив «негативный нарратив о неопределённости и растущем скептицизме правительства в отношении частного сектора».
Запрет X стал кульминацией длительного противостояния между Маском и властями Бразилии, начавшегося в апреле, когда де Мораис потребовал от платформы удалить несколько аккаунтов, распространявших, по его мнению, дезинформацию. Маск первоначально проигнорировал требование и закрыл офисы X в Бразилии. Далее после того, как он не отреагировал на ультиматум суда назначить юридического представителя в стране, последовал настоящий запрет. По мнению юристов, в эскалации конфликта виноваты обе стороны: суд допустил превышение полномочий, а Маск проигнорировал базовые законы. Однако профессор права Карл Тобиас (Carl Tobias) из Университета Ричмонда считает, что действия Верховного суда были оправданы, поскольку «все должны соблюдать закон, включая Маска».
Напомним, расследование в отношении Маска было начато в рамках более широкого расследования три года назад, в отношении так называемых цифровых ополчений — преступных организаций, которые, как утверждается, использовали социальные сети для организации антидемократических действий, в том числе после попытки в Бразилии штурма Конгресса, президентского дворца и Верховного суда в январе 2023 года.